Мурена в голубом чертополохе.  

"Thistlegorm" - английское затонувшее судно времен второй мировой войны, везшее боеприпасы в Александрию для 8-й британской армии и потопленное немецкой авиацией 6 октября 1941г в проливе Губал, что ведет из Красного моря к Суэцкому каналу.
"Thistlegorm" на гальском языке означает "Голубой чертополох".
Теперь течения на нем сильные бывают, а бывает и идеальное спокойствие - как повезет. Когда возникнет течение - никто не знает (прилив-отлив). И куда оно будет "дуть" - тоже неясно. Ясно только, что не поперек корпуса Тистеля.
Когда говорят об опасности нырялок на Тистельгорме, всегда в первую очередь и упоминают эти самые течения.
Вообще по законам гидродинамики, поток жидкости, обтекая препятствие на своем пути, ускоряется. Тистель лежит на глубине 30 метров, а палуба его оказалась где-то на 14 м, то есть он наполовину перегораживает путь потоку воды. Вот и сквозит над ним иной раз - мама не горюй!
В дайверской школе учили, что погружение в течении надо начинать, плывя против него, а затем оно услужливо поможет вам вернуться обратно на бот.
Так вот на Тистеле так не всегда получается. Стоящие над ним дайвботы привязывают прямо к затонувшему судну. Метод, конечно, варварский, но другого пока нет. Там выбирать не приходится куда вязать швартовочный трос-шамандуру - над вреком иногда до 20 ботов толпится - куда капитан дайвбот всунуть умудрится, там и крепи конец к Тистелю пока твои дайверы к нырялке готовятся. Хорошо бы один, так ведь нет - два троса вязать нужно - носовой и кормовой, да еще и якорь с бота предварительно бросают в сторонке.
Помечать их надо как-то, что бы обалдевший от подводных красот дайвер, отбившись от своей группы, мог отличить по какому тросу подниматься в конце дайва на свой бот, не рискуя оказаться непрошеным гостем на чужом. Потом вези его на "Зодиаке" домой!
Так вот частенько на Тистеле приходится начинать дайв ПО течению - спускаетесь вы по швартовочному тросу дайвбота на его корму, а плыть-то вам придется как не крути к носовой части - как раз по течению. Правда течение слабенькое и вас это совсем не напрягает.
Поползав по трюмам, выбираетесь наконец на палубу и замечаете, что пока вы трюмы рассматривали, сквознячок-то усилился - прет так, что против него и не выгребешь, а домой пора - и воздух на исходе, и время к деке подпирает. Народ ластами молотит, воздух жрет, а все на месте стоит. Поток выдыхаемых пузырей так и сносит назад, ковром стелет над палубой. Тут можно попытаться не по верху, а вдоль борта пробираться - там течение обычно слабее.
И начинается борьба за жизнь - то ли вы до заветной шамандуры добраться успеете, то ли воздух у вас раньше этого закончится.
Всплывать в "свободном режиме", не держась за трос, ни в коем случае нельзя - все эти разговоры типа "не обгоняя воздушные пузырьки" да "сейфти-стоп в ховеринге" - оставьте до лучших времен.
Тут вы и пузырьки обгоните и сейфти-стоп на ура пролетите. Да и течением за это время от дайвбота так унесет, что не найдут вас потом среди волн - открытое море как-никак.
Сам выход на бот над Тистелем тоже опасным бывает - как-то мы занырнули при штиле, а выходить из воды пришлось почти при шторме. Джамп-дек на боте высокий, снять грузовой пояс и скубу не получается - не достать арабам до воды, приходится бедным женщинам со всей тяжестью свинца и баллона самим наверх карабкаться, а волна так шибает, что руки-ноги об лесенку переломать не долго. Тут расслабленным барышням не место. Опять же открытое море - волна в полный рост.
Так вот про мурену... Не так давно боремся мы за жизнь, на остатках воздуха и сил пытаемся до своего троса-шамандуры на корме Тистеля у пушек докарабкаться, руками, благо в перчатках, за ржавое железо цепляемся. В разлом развороченного взрывом корпуса над гусеницами перевернутых транспортеров упали, передохнули - тут не так дует. Вроде последний рывок до заветного троса остался, гребем снова что есть мочи. А тут ученица меня за ласту дергает, ладошкой показывает знак "мурена".
Какая нафиг мурена!? Не до того сейчас, что бы рыбок разглядывать, тут не знаешь кого на свой октопус первым сажать, но, из уважения к ней, все же оборачиваюсь.
Мама дорогая! Вот это чудище! Из хаоса разбросанного груза между катушками проводов и покрышками перевернутых трейлеров выглядывает "улыбающаяся" голова не меньше моей. Не одну сотню часов я в Красном море наплавал, но такого монстра еще не видел!
В природе так устроено, что размеры морской живности здорово зависят от глубин обитания и близости берега. Тут, в условиях открытого моря, рыбы легко достигают своих максимальных размеров.
Вообще-то мурена - это просто большой морской угорь. Так уж устроены его жабры, что при дыхании ему все время приходится открывать и закрывать свою зубастую пасть, что производит на непосвященных зрителей пугающее впечатление.
Среди "неводоплавающей" публики принято бояться мурен, хотя они, словно собаки, даже любят, что бы их погладили или слегка почесали.
Но такую "девочку" гладить желающих мало найдется. Мурены в процессе жизни меняют пол - в молодости это самцы, с возрастом они превращаются в самок. А женский характер порой непредсказуем.
С тех пор я много раз бывал на Тистеле, но мурену эту больше не встречал.


Главная страница.
Литературная страница.



Hosted by uCoz