Дайвинг в Шарме и немного истории.  

Огненный шар солнца удивительно быстро поднимается из моря и освещает оранжевым светом игрушечные безжизненные горы, больше похожие на огромные кучи щебня, зелень пальм и травяных газонов вокруг меня, белые стены бесчисленных отелей, на многие километры рассыпанных вдоль побережья.
Цветов на кустах больше, чем листьев. Собственно это и не цветы, а те же листья, но ярко красные или белые. Где-то громко и монотонно воркует местный голубь, более стройный и изящный, чем наш.
После предрассветной прохлады лицо сразу чувствует тепло солнечных лучей, словно кто-то включил гигантский калорифер.
Море удивительно спокойно с матовыми разводами на бескрайней глади. Такого моря нет больше нигде.
Не так уж давно по геологической шкале времени, всего каких-то 40 миллионов лет назад, Африканский континент начал отплывать от Азиатского, между ними образовалась тектоническая трещина, заполненная водой океана. Так родилось то, что мы сейчас называем Красным морем. Оно соединено с Индийским океаном лишь через узкий пролив в южной его части, однако на протяжении геологической истории и он неоднократно оказывался выше меняющегося уровня океана и тогда Красное море превращалось в гигантское озеро со слишком соленой, непригодной для жизни водой. Палящее солнце испаряло его воду и соленость ее возрастала.
В конце последнего ледникового периода, когда растаяли гигантские ледяные щиты в обеих полушариях, уровень моря вновь поднялся и опять открылись "ворота в океан", вернувшие это море к жизни. Произошло это совсем недавно - каких-то 10 тысяч лет назад.
В наше время ни одна река не впадает в Красное море, а испарение с его поверхности огромно - сухие ветры пустынь, проносясь над ним, жадно пьют его воду. Потому и является море это самым соленым на планете - до 41 грамма соли на литр при среднеокеанической солености в 35 г/литр.
Есть у этого моря и еще одна удивительная особенность - вода в нем обогревается и сверху, солнечными лучами, и снизу - магмой тектонических разломов. Потому температура воды в нем мало зависит от времени года, зимой никогда не бывая ниже 21 градуса. Местами глубина Красного моря достигает 2800 метров и температура его воды увеличивается с глубиной, достигая порой в нижних слоях 60 град.цельсия.
Потому и рифы здесь такие сказочные - формирующие их кораллы любят теплую соленую воду со стабильной температурой. Длинной цепочкой протянулись они практически вдоль всего побережья на 2200 км.
Полюбоваться на всю эту коралловую красоту и слетаются сюда в наши дни туристы со всего света и лучший способ для этого - ДАЙВИНГ!
Я стою на тротуаре у асфальтированной дороги и каждый проезжающий мимо таксист моргает мне фарами, сигналит, притормаживает. Вот он - навязчивый, ну очень навязчивый сервис. Я жду микроавтобус с туристами-дайверами, которых с раннего утра собрали по отелям Шарм-эль-Шейха. Он отвезет нас в порт Травко, откуда стайки белых дайвботов, нагруженные серебристыми баллонами и дайверской снарягой, разлетятся по окрестным рифам. И я снова буду вести под водой свою группу, стараясь показать влюбленным в Море людям все самое лучшее, что знаю в здешних местах.
Странная, наверное, эта работа, но я люблю ее.
В арабском языке слово "Шарм" означает бухту с узким глубоким входом в отличие от "Марса" - открытой бухты. В наши дни Шарм-эль-Шейх не столько город, сколько курортная зона, протянувшаяся вдоль побережья на 35 километров с более чем 130 отелями. Города как такового нет - есть отели, магазины, кафе и небольшие жилые районы сдаваемых в аренду коттеджиков для тех, кто здесь работает. Для самих египтян въезд в Шарм строго ограничен и возможен лишь по специальным пропускам, наличие которых регулярно проверяется местной полицией.
Однако еще каких-то 40 лет назад на месте Шарм-эль-Шейха был совершенно пустынный, выжженный солнцем берег с отрогами Синайских гор в туманной дали. Была здесь лишь база ВМФ Египта, контролирующая в частности и вход в залив Акаба через пролив Тиран, что и явилось одним из поводов начала в 1967 году Египетско-Израильской Шестидневной войны.
В результате той войны Израиль оккупировал Синайский полуостров и территория нынешнего Шарм-эль-Шейха стала развиваться как центр туризма и отдыха на Синае, хотя европейской известности он тогда еще не имел. Город тогда был переименован в Mifratz Shlomo - Бухту Соломона, хотя название "Шарм" осталось в общем пользовании.
Шесть лет, то есть до начала Арабско-Израильской войны 1973 года ( Ramadan War 6-26 октября) на территории будущего города строились отели, прокладывались 250 км современного шоссе вдоль побережья до Израильского города Эйлат. Такие отели Шарма как Helnan Marina Hotel и Naama Bay Hotel, а так же отель Albatros в Хадабе построены именно в эти годы, так же как и жилой район Oфира на высоком берегу с живописным видом на море в районе нынешнего Старого Рынка. В библейские времена Офирой называлась та далёкая заморская страна, где находились золотые копи царя Соломона и откуда ему привозили красное дерево и слоновую кость для строительства храма в Иерусалиме. Местоположение этой страны в наши дни утеряно и историки выдвигают массу догадок по этому вопросу.
После войны 1973 года была знаменитая "Челночная дипломатия", Кемп-Девидское соглашение в сентябре 1978 года, заключение Египетско-Израильского мирного договора в марте 1979 г, ввод миротворческих сил ООН на Синай и лишь весной 1982 года полуостров вновь возвращается Египту.
Мирный договор - это взаимное признание стран, прекращение состояния войны, длившееся с 1948 года, свободный проход израильских судов через Суэцкий канал, признание пролива Тиран и залива Акаба как международных морских путей.
Египет в итоге стал первой арабской страной, признавшей Израиль. В 1994 году его примеру последовала Иордания, так же заключившая с Израилем мирный договор.
23 апреля 1982 года израильские солдаты, стаскивая с крыш своих протестующих соотечественников, бульдозерами сносят дома израильского же города будущего Ямит на Средиземноморском побережье Синая, завершая тем самым свой уход с полуострова, который теперь полностью передается Египту. На тот момент на территории Шарм-эль-Шейха три отеля, три дайв-центра, современные дороги и аэропорт, который по условиям мирного договора в будущем можно использовать только для гражданских нужд.
Район многообещающ для дайвинга, климат теплый и сухой, приливы и отливы в пределах полутора метров. Египетские власти начинают рекламировать Шарм в Европе, называя его Ривьерой на Красном море с первоклассными отелями и прозрачной водой. Относительная близость Шарма к странам Европы способствует его развитию как центра туризма, иностранные инвесторы охотно вкладывают деньги в строительство здесь новых отелей.
К 2000 году число отелей достигает 91, сейчас их более130.
Строительные нормы в Шарме ограничивают высоту строений, не позволяя загораживать природную красоту местности.
Долгое время Шарм-эль-Шейх был что называется итальянским - наибольшее число туристов было из Италии. Появляется масса итальянских дайвцентров, итальянских кафе. Способные к языкам работающие в Шарме египтяне быстро осваивают этот язык наряду с английским, хотя в последние годы все больше растет популярность русского языка.
Делающие шоппинг на Старом Рынке российские туристки запросто с порога голосят по-русски с местными продавцами как у себя дома.
Над морем яркое солнце и шальной , теплый, веселый ветер. Он гонит лазурные водяные валы навстречу дайвботу. Я стою на его носовой площадке, ухватившись за поручни и лечу над волнами навстречу детской мечте. Нос судна высоко взлетает вверх на гребень очередной волны и через несколько секунд в радуге разлетающихся в стороны брызг падает вниз. Флаги на мачте трещат на ветру и ветер этот пахнет морем, счастьем и свободой.
Мы идем на рифы пролива Тиран. Море сегодня неспокойно, но наши остановки будут с подветренной стороны рифов, где под их защитой поверхность воды совсем гладкая. Рифы эти, поднимаясь с трехсот-метровой глубины пролива словно башни, почти перегораживают его в средней части, не доходя до поверхности воды всего на пол-метра.
Рифа четыре - Гордон, Томас, Вудхаус и Джексон. Они получили свои названия в честь английских картографов, впервые нарисовавших морские карты этого региона в 19-м веке. Места эти всегда представляли угрозу для проходящих по проливу судов. Вот и сейчас над водой возвышаются останки двух из них, выброшенных на рифы совсем недавно, в одном и том же 1981 году - Панамская Lоullia на Гордон-рифе и Кипрская Lara на Джексоне .
В проливе Тиран ширина лежащего за ним залива Акаба уменьшается с 12 до 2,4 мили, а морское дно поднимается с 1270 до 300, а на востоке пролива 70 метров. Это приводит к значительному ускорению в проливе приливно-отливных течений, с чем всегда надо считаться при погружениях у здешних рифов, особенно у западных и восточных их стен, где выгрести против течения бывает невозможно даже в ластах. Вообще прыгать здесь в воду и купаться без ласт не стоит, т.к. течения зачастую возникают неожиданно и вернуться назад на ваш дайвбот бывает без посторонней помощи сложно. В любом случае выходить из-под защиты рифа просто нельзя - на его углах "сквозит" с особой силой.
Морские течения, постоянно "проветривающие" пролив Тиран, дают жизнь его волшебным рифовым садам и дарят им сказочную прозрачность вод морских глубин.
Каждое утро сюда сбегаются из Шарма стайки белых дайвботов, привозя в эти райские уголки Красного моря и дайверов и просто любителей поплавать вдоль рифов с маской и трубкой. Повезет тому, кто впервые откроет для себя загадочный подводный мир именно в этих местах - скорее всего на всю жизнь в душе его останется звучать волшебный зов моря, зов счастья и свободы.
Вообще практически весь дайвинг в Шарме организуется с дайвботов, за исключением тех погружений, которые расположенные на территории прибрежных отелей дайвцентры проводят на своих "домашних рифах" у собственных пляжей. Надо признать, что иногда такие рифы ни чем не уступают удаленным от города на десятки километров. Тут уж как кому повезет с отелем.
В Шарме три причала для дайвботов - Травко, Наама, Шаркс-Бей. От них моторные яхты дайвцентров поочередно ходят то в пролив Тиран, то в морской заповедник Рас-Мохамед. Один день в неделю, как правило, отводится дайвсайтам в пределах самого Шарма, так называемый "локал дайвинг". Наиболее красивый из них, на мой взгляд, сайт Рас-ум-Сид у мыса с маяком над высоким обрывом, совсем недалеко от порта Травко.
Дайвсайты заповедника Рас-Мохамед имеют мировую известность, но многие из них пригодны для погружений только опытных сертифицированных дайверов. Их сказочной красоты коралловые стены уходят порой на глубину до 800 метров.
Рас-Мохамед большой - для дайверов это практически все побережье южнее Шарма, но то, в какие именно места вас отвезут, станет известно только перед самым отходом дайвбота от причала. Это будет зависить и от погодных условий, от направления и силы ветра и главное от того, сколько на вашем боте опытных дайверов и сколько новичков. Если новичков много, боту придется долго стоять в одном из тихих заливчиков, где их будут "купать". Тогда до дальних, наиболее интересных но сложных сайтов Рас-Мо вы вряд ли доберетесь.
Для любителей погружений на затонувшие корабли в окрестностях Шарм-эль-Шейха самым популярным является, безусловно, Тистельгорм ( Thistlegorm ).
В октябре 1941-го на входе в Суэцкий Канал на немецкой мине подорвалось судно "Tynefield " и временно его заблокировало. Поэтому "Thistlegorm " получил приказ стать на якорь в проливе Губал и ждать.
Он был спущен на воду в 1940 году, имел в длину 126,5 метра, 17,5 метров в ширину, водоизмещение 9000 тонн, развивал скорость до 10,5 узлов за счет парового двигателя.
Тистель вез снабжение 8-й английской армии из Глазго в Александрию. Путь через Средиземное море был, конечно, короче, но там хозяйничала немецкая авиация и был выбран более долгий, но, казалось бы, более безопасный обходной маршрут вокруг Африки и через Суэцкий канал.
"Тистельгорм" был загружен амуницией, артиллерийскими снарядами различного калибра, противотанковыми минами, грузовиками, мотоциклами, запасными частями для самолетов, самоходными полевыми генераторами, ящиками с винтовками, вез гусеничные транспортеры и даже два паровоза с угольными тендерами и цистернами для воды.
Базировавшиеся на Крите немецкие самолеты (Heinkel He 111) все-таки обнаружили, правда случайно, стоящий на якоре корабль и атаковали его несмотря на огонь зенитных орудий с его кормы.
В тот раз они искали не "Thistlegorm", а везший войска "Queen Mary" и не найдя его наткнулись на стоящий на якоре Тистель.
Две авиабомбы угодили в 4-й трюм, в котором при этом сдетонировала часть боеприпасов. Взрыв был такой силы, что корабль разорвало на две половины.126-тонные паровозы, хоть и были закреплены на палубе, взлетели в воздух и упали на дно в 30 метрах от корабля, который также быстро затонул в 1.30 ночи с 5 на 6 октября 1941 года.
Осколки от взрыва повредили атакующий самолет и он упал в море в нескольких милях к северу от Тистеля.
Команда и капитан были подобраны находящимся поблизости судном, но 9 человек в результате той атаки все же погибли, в том числе и артиллеристы зенитных орудий.
В 1955 году Жак Кусто во время своей экспедиции на легендарном "Калипсо" обнаружил затонувший "Тистельгорм", о чем опубликовал статью в журнале National Geographic в феврале 1956 года.
Однако он сохранил в секрете местоположение судна и в итоге оно было забыто еще почти на 40 лет, пока его не обнаружил вновь в 1992 году израильский шкипер.
В наши дни затонувший "Тистельгорм" - наиболее посещаемый врек на Красном Море.
Он лежит на ровном киле на песчаном дне на глубине 30 метров. Оторванная взрывом кормовая часть с установленными на ней зенитными орудиями - на своем левом борту. Огромный гребной винт зарылся лопастями в песок.
В разломе развороченного взрывом корпуса вверх гусеницами разбросано несколько бронетранспортеров Bren Carrier MK II , ящики со снарядами, трейлеры.
Bren Carrier MK II вовсе не танк в нашем понимании - в его передней части устанавливался лишь пулемет, сверху корпус совершенно открыт. Нечто вроде пулеметной тачанки на гусеничном ходу.
Двухуровневые трюмы Тистеля уставлены грузовиками, джипами, мотоциклами и легкодоступны для опытных дайверов.
На носовой палубе прекрасно сохранились якорные лебедки с огромными шестернями.
Левый якорь висит на своем штатном месте, правая якорная цепь протянулась по дну почти на 100 метров к своему навсегда не поднятому якорю.
Для поездок на Тистельго


Главная страница.
Литературная страница.



Hosted by uCoz