Кипр,курортный городок Пафос на юго-западном его берегу, июль.
Наш белый коттеджик стоит у самого моря. Берег скалистый и к воде пробраться трудновато.
Разомлевшие волны лижут камни, мелководье усеяно черными пятнами морских ежей.
В море, в километре от берега, почти напротив нашего дома, носом к нам стоит судно.
Сейчас на Кипре жарковато, днем в среднем 37. Спасают кондиционеры. Тут они на каждом шагу - в лавке, в супермаркете, в машине, в каждой из комнат нашего домика. Вообще жара на Кипре переносится гораздо тяжелей, чем в том же Шарме - вокруг вода, остров как-никак и влажность воздуха очень высокая. Когда температура в полдень поднимается до 42 градусов, от машины до офиса проскакиваешь быстрой перебежкой, словно через парилку в сауне. На Синае же ветра дуют в основном с сухого пустынного берега и та же температура воздуха особых неудобств не вызывает. Вот только обезвоживание при этом схлопотать не долго, что для нас дайверов не есть хорошо.
Растительности на Кипре мало - в основном низкорослые акации и кустарник, хотя на северном побережье в прохладных оврагах встречаются и эвкалипты со своими светло-серыми, словно лишенными коры стволами.
Ночью яркие южные звезды, звон цикад, лунная дорожка на воде и стоящий на ней темный силуэт судна. Огни на нем погашены - наверное все спят.
Утром море на редкость спокойно. Идем купаться, пока прохладно. У кормы судна появились белые барашки - видимо запустили машину и собираются уходить.
Весь день колесили по окрестным горам на джипе. Кораблик напротив нашего домика виден издалека, как отличный ориентир - они все еще не ушли.
Незаметно прошла неделя. Лабиринт улочек Пафоса с его левосторонним движением понемногу становится для меня знакомым. Старики, вынеся на улицу стулья, большими группами сидят у перекрестков - общаются.
А судно все не уходит.
Спрашиваю местных жителей о нем. Оказывается, оно стоит здесь уже лет пять.
Однажды штормовой ночью оно село на риф, а когда шторм прошел и уровень воды вернулся к норме, оказалось, что глубина вокруг него менее метра.
Ну что же, надо будет на него как-нибудь сплавать.
Сначала думал - никогда я не освою это чертово левостороннее движение. Да еще машина с коробкой автомат попалась - никогда раньше я на автомате не ездил, да и руль справа! А когда на следующий день на механическую коробку пересадили - ну тут все - туши свет - скорости ЛЕВОЙ рукой переключать надо, а поворотник - правой.
Ясное дело, как всякий нормальный человек, я первые дни вместо поворотников на перекрестках дворники включал. Местные уже знают - раз дворники включил - значит приезжий - держись от него подальше. Там у прокатных машин вообще номерные знаки красные - именно потому, что на этих машинах в основном европейские туристы, так сказать правосторонние, ездят.
Вместо ручки переключения скоростей все за ручку открытия правой двери хватаешься - так и хочется проснуться - как в кошмарном сне.
Однако за 3 месяца так к этому дурдому привык, что потом дома долго еще все не с той стороны к машине подходил и до сих пор иной раз по левой стороне проехаться приятно - какое-то чувство словно легкого опьянения возникает.
А перекрестки на Кипре в основном с круговым движением, да еще крутится оно не как у нас - против часовой стрелки, а наоборот - ПО часовой!
Так что потеть приходилось не только из-за жары. Однако откатался я тогда все же без ЧП, наверное просто повезло.
Дороги у них хорошие, широкие - много тоннелей сквозь горы, много и виадуков. На шоссе минимум 3 полосы в каждую сторону, сетчатый забор вдоль дорог от диких животных. Там, где дороги прорезают горы и скалистые склоны грозят обвалами или оползнями, их не ленятся заливать жидким бетоном для укрепления.
Нырялка на Кипре - на большого любителя. Вода вообще-то достаточно чистая и теплая, но животный мир уж больно бедноват. Кораллы отсутствуют в принципе - низкая соленость да и водичка зимой холодновата. Зато на каменистых мелководьях можно довольно часто наткнуться на россыпи осколков античных амфор, немых свидетелей былых кораблекрушений. Кстати на том рифе напротив нашего домика, куда я все-таки сплавал навестить одиноко стоящее на нем ржавое судно, тоже тоннами раскиданы глиняные черепки с горлышками, коническими донышками и изогнутыми ручками амфор. Как ни странно, морские известковые обрастания эти черепки почти не затрагивают - что-то видно не нравится живности в составе обожженной глины, хотя к скалистому дну осколки эти прирастают намертво. В водах Красного моря та же ситуация - кораллы практически не селятся на остатках амфор, которые, правда в значительно меньшем количестве встречаются и там.
В прибрежных известковых скалах часто можно найти вырезанные в них древние, доантичные склепы и целые подземные некрополи-лабиринты. Из-за кислотных дождей потолки этих гробниц местами полностью растворились, словно сахарные монолиты и все эти пещерные города мертвых с их коллонадами и внутренними двориками оказались на виду.
Близость современности и древности, встречающаяся здесь на каждом шагу, руины храмов древних богов, придают Кипру особое обаяние. В молодости я здорово увлекался археологией, мы в свое время не раз ездили на раскопки античных городов Северного Причерноморья, поэтому археологический рай Кипра произвел на меня тогда особое, незабываемое впечатление, особенно то, что он так переплетался в тот раз с дайвингом.
Главная страница.
Литературная страница.
|