Автобус подобрал моих учеников в ночном Шарме у отеля в 3.10, меня у Боулинга в 3.30. До затонувшего "Тистельгорма" идти далеко и выходить из порта приходится затемно.
Утро штилевое, дайвбот большой, идет плавно, тихо урча двигателем. Народ спит вповалку и в салоне и на палубах. Кто-то предусмотрительно захватил с собой спальный мешок, кто-то закутался в одеяло. В предрассветные часы в море свежо, небо на востоке светлеет. Пробираюсь по дайвботу, переступая через спящие тела.
Я забрался на самый верхний сандек по лесенке со сломанной ступенькой, нашел там не занятый мат и тоже пытался вздремнуть, пропустив восход солнца над морем.
Когда везем дайверов на "Тистель", на боте кормят завтраком. Позади остаются отвесные скалы Рас-Мохаммеда, берег удаляется и мы долго еще идем между двумя материками - Африкой и Азией.
Впереди на горизонте появляются нефтяные платформы и белая стайка дайвботов, уже стоящих над затонувшим судном.
Кроме меня на боте еще двое инструкторов - Женька и Сергей. Решили, что обе шамандуры к "Тистелю" вязать сегодня буду я.
Когда прыгаешь в воду с кормовой площадки дайвбота, "Тистель" виден уже сразу. До его палубы всего 14 метров, но течение!!! А у меня в руках толстенный синтетический трос, который арабы на борту не успевают вытравливать и его приходится с матюгами тянуть за собой.
Первую шамандуру, носовую, закрепил за раму палубы у дымовой трубы. Эта методика привязывания дайвботов прямо к корпусу затонувшего судна наносит ему огромный вред. Если для крепления троса выбрано неудачное, не достаточно прочное место, рывки многотонных дайвботов на крупной морской волне гнут и корежат металл, отрывают элементы конструкции, безвозвратно уничтожая то, что море хранило шесть десятилетий.
Теперь потихоньку наверх, за кормовым канатом. Сейфти стоп, ясное дело, по-боку - не до того.
Вторая шамандура - за шестерню якорной лебедки, но до нее еще надо добраться против сумасшедшего течения с тяжеленным тросом. Затем продеть его сквозь шестерню и завязать морским узлом. Причем медлить нельзя - загорелые парни на дайвботе вот-вот начнут натягивать трос - никакого условного сигнала у нас нет, да и не передать его по такому толстенному канату.
Наверх теперь можно медленно, по уже натягиваемому тросу и с сейфти стопом - спешить некуда.
С привязыванием шамандур я провозился в общей сложности 15 минут.
Учитывая небольшую глубину, на которой находится палуба "Тистеля" - 14м, это не так уж много, однако все эти скачки вниз-вверх-вниз-вверх совсем не полезны - сам об этом достаточно подробно рассказываю ученикам на курсе Оpen Water. А впереди еще два дайва.
Итак бот привязан, можно подняться на его борт, немного передохнуть и дождаться, пока ученики оденут снарягу.
Погода все еще штилевая, море спокойное, но именно в тот момент, когда мы прыгаем в воду, за корму сыплется и вся остальная толпа дайверов с нашего дайвбота.
Течение норовит затащить народ под корму, все хватаются за круто уходящий под воду трос, в результате образуется куча-мала, приходится уворачиваться от дрыгающихся ног и загребающих рук и одно спасение от всего этого дурдома - поскорее уйти по канату вниз на глубину.
Но вот вся суета остается на поверхности и, медленно перебирая руками по шамандуре, мы втроем уходим вниз, к якорной лебедке на носовой палубе "Тистеля".
Наши тела подобны флагам на ветру, так же реют - выпускать трос из рук никак нельзя - тут же снесет течением в сторону кормы. Но вот и до шестерни добрались - что дальше?
А дальше все так же, как и за канат, хватаемся за якорную цепь, выходящую из лебедки, и по ней против потока воды доползаем до носовой части судна.
Леерное ограждение палубы разрушено и его ржавые вертикальные стойки торчат, как заостренные колья, грозя порвать костюмы.
Пора отпускать цепь, но нас тут же подхватывает течение и тащит вдоль левого борта, мимо висящего на нем якоря, опять забрасывает на палубу, проносит над ямами передних трюмов, мимо сплющенных давлением воды двух железнодорожных цистерн, мимо угольных тендеров для паровозов к рулевой рубке.
Хоть это и методически не правильно, но ученицу приходится взять за руку - так спокойнее нам всем троим.
Пролетаем над рубкой, после третьего, угольного трюма и машинного отделения падаем вниз в разлом корпуса судна. Здесь течение меньше - громада корабля защищает от него.
Торчащий из двигателя гребной вал, несколько перевернутых вверх гусеницами легких транспортеров, гигантские артиллерийские снаряды, разбросанные у дна. Глубина 27 метров.
У самого песка обходим оторванную корму, фотографируемся на гребном винте.
Продолжать плыть к носовой части вдоль дна у правого борта не имеет смысла - голая стена металла, слегка обросшая кораллами. Поднимаемся к торчащим ребрам правых шпангоутов, с которых взрывом сорвана обшивка. Течение опять нещадно бьет в грудь.
Изо всех сил молотим ластами и лишь опять оказавшись в разломе, получаем небольшую передышку. Тут, в "тени" корпуса, почти "не сквозит" и можно слегка отдышаться, но глубина здесь 27 метров, воздух расходуется быстро, а в борьбе с течением баллоны и так пустеют на глазах.
Над вывернутой наизнанку ребристой палубой ползем, хватаясь за нее руками и буквально подтягиваясь. Отпускать ее нельзя - моментально унесет назад. Хорошо, что перчатки одел, не взирая на местные "мудрые" законы.
Где-то в районе угольных тендеров понимаю, что воздух у учеников просто на исходе. Это при 15-ти литровых-то баллонах! Возиться с октопусом в таких условиях почти невозможно, а нам еще добираться до якорной лебедки на самом носу "Тистеля", не спеша подниматься по тросу к поверхности и обязательно отвисеться 3 минуты на Сейфти Стопе после такого дурдома на глубине.
Сбивая дыхания самому себе, на пределе своих физических возможностей, матерясь (все равно никто не слышит), доволакиваю обоих до лебедки и потихоньку увожу наверх по нашему синему канату.
Доедаем последние атмосферы из баллонов. На Стопе и октопус дать можно...
За то время, что мы провели под водой, погода резко испортилась - вместо полного штиля - волны с белыми шапками пены, срываемой ветром. Корма у бота высокая и волна норовит вжать тебя в перекладины лестницы, сорвать с нее, утащить под бот.
Да, тяжелое испытание для учеников, но они выдержали его. И от второго дайва пока не отказываются. Молодцы.
Погода тем временем все ухудшается и я всерьез начинаю опасаться, что в следующий раз взобраться на бот будет уже почти невозможно.
Но пока, в любом случае, надо снимать снарягу, менять баллоны, развешивать на ветру гидрики, выжидать не менее часа перед вторым дайвом - там видно будет.
Тем временем "Зодиак" с чужого бота, стоящего ниже по течению, подвозит пятерых наших дайверов. Те не выдержали в борьбе с течением и поднялись наверх по чужим тросам. Да и баллоны у них по 12 литров, воздушные.
Однако ко второму дайву волнение вроде даже поутихло. Мы прыгнули в воду, избегая общей толпы, спокойно по тросу добрались до "Тистеля" и сразу занырнули в передний трюм.
Внутри судна течения нет и, включив фонари, мы блаженствуем, перебираясь из одного отсека в другой, с яруса на ярус.
Трюмы заполнены аккуратно припаркованными один к другому грузовиками, в их кузовах мотоциклы.
Пользуясь преимуществами Найтрокса, я еще на боте перед первой нырялкой выставил на своем "воздушном" компьютере нулевой уровень консерватизма и сейчас мы до нуля выбираем дозволенное время на глубине. Остаются две минуты, а я все еще решаю проплыть из второго трюма в первый внутри судна, в прозрачной тиши его сумрачных стальных пещер.
Все, в первом трюме "0" на компе и писк его зуммера - пора подниматься выше, на палубу, уходить на меньшую глубину. Мы успеваем, на последних секундах, не влететь в деко-зону. Сейчас вместо нуля комп покажет одну минуту, чуть повыше две, а на самой палубе запаса времени будет уже вполне достаточно.
Но где же второй из моих двоих? Луч его фонаря отстал от нас и приходится ждать, когда и он выберется из трюма.
Вот он показывается, но, не замечая нас у себя над головой, уходит влево за чужими дайверами, не поднимаясь за нами.
Выбора нет - надо падать к нему и выволакивать его на палубу, заранее зная, что в деко-зону теперь мы влетаем - хоть и немного, но влетаем и мой "воздушный" комп уже перейдет в режим "Деко". Ничего - для того и брали Найтрокс - он это простит.
Главная страница.
Литературная страница.
|