"Тистельгорм".  

Вставать надо среди ночи - в 2.30
В три за мной уже микрик заедет и начнем отели Шарма объезжать, свой народ собирать на "Тистель", что лежит на песчаном дне, на 30-метровой глубине, далеко от Шарма в проливе Губал, на пути к Суэцкому каналу. Выход из порта в 4 утра.
В конце сентября 41-го на входе в этот канал столкнулись два судна и временно его заблокировали. Поэтому военный транспорт "Thistlegorm" со своим конвоем получил приказ стать в проливе на якорную стоянку и ждать. Ждать пришлось две недели.
Он был спущен на воду в 1940 году, имел в длину 126,5 метра, 17,5 метров в ширину, водоизмещение 9000 тонн, развивал скорость до 10,5 узлов за счет парового двигателя.
"Тистель" вез снабжение 8-й английской армии из Глазго в Александрию. Путь через Средиземное море был, конечно, короче, но там хозяйничала немецкая и итальянская авиация и был выбран более долгий, но, казалось бы, более безопасный обходной маршрут вокруг Африки и через Суэцкий канал.
"Тистельгорм" был загружен амуницией, бомбами различного калибра, противотанковыми минами, грузовиками, мотоциклами, запасными частями для самолетов, полевыми генераторами, винтовками и снарядами, вез несколько гусеничных транспортеров (я насчитал 5)и даже два паровоза с угольными тендерами и цистернами для воды.
Базировавшиеся на Крите немецкие самолеты (Heinkel He 111)
все-таки обнаружили, правда случайно, стоящий на якоре "Thistlegorm" и среди ночи в свете полной луны, зайдя с кормы на малой высоте атаковали его.
Две авиабомбы угодили в 4-й трюм, в котором в результате начавшегося пожара через 10 минут рванула часть перевозимых боеприпасов. Взрыв был такой силы, что судно разорвало на две половины. 126-тонные паровозы, хоть и были закреплены на палубе, взлетели в воздух и упали на дно в 30 метрах от корабля, который также быстро затонул на ровном киле в 1.30 ночи с 5 на 6 октября 1941 года.
Команда и капитан были подобраны находящимся поблизости конвойным крейсером "Carlisle", но 9 человек в результате той атаки все же погибли, в том числе и артиллеристы установленных на кормовой площадке орудий, которые так и не успели сделать ни одного выстрела.
В 1955 году Жак Кусто (Jacques Cousteau) во время своей экспедиции на легендарном Калипсо (Calypso) обнаружил затонувший "Тистельгорм", о чем опубликовал статью в журнале National Geographic в феврале 1956 года.
Однако он сохранил в секрете местоположение судна и в итоге оно было забыто еще почти на 40 лет, пока его не обнаружил вновь в 1992 году израильский шкипер.
В наши дни затонувший "Тистельгорм" - наиболее посещаемый врек на Красном Море.
Над ним нет маркерного буя, поэтому находить лежащее на дне судно приходится по спутниковой навигационной системе GPS.
Обычно на нем проводят два дайва с поверхностным интервалом не менее 1-2х часов. Не удивительно - глубина приличная, а побыть на затонувшем корабле хочется как можно дольше. Так что, когда на "Тистель" собираетесь, лучше заказать найтроксные 15-литровые баллоны.
Первая нырялка, как правило, обзорная, без проникновения в трюмы. Прозрачность воды не плохая, но вот течения бывают уж больно резвые и к этому надо быть готовыми. Спуск к "Тистельгорму" и подъем на поверхность - по спусковому тросу с дайвбота.
Оторванная взрывом кормовая часть "Тистеля" лежит на левом борту под углом 45 градусов. Четырехлопастный гребной винт врезался в песчаное дно на глубине 30 метров. На верхней кормовой площадке, сейчас это 25-и метровая глубина, установлены два орудия - 4-дюймовая (102 мм) пушка для борьбы с всплывшими подлодками и ближе к носовой части 3-дюймовая (76 мм) анти-авиационная пушка с скорострельностью всего 20 выстрелов в минуту. Это устаревшее вооружение, использовавшееся еще во времена Первой Мировой Войны, на момент атаки оказалось уже давно неисправным. В свое время, после неудачной попытки его испытаний, Морское командование вообще запретило его использовать.
На месте трюма №4, где разорвались авиабомбы и рванули боеприпасы, нет ни бортов, ни днища судна - морское дно усеяно остатками амуниции, ящиками с неразорвавшимися снарядами, искореженными останками пяти английских гусеничных транспортеров и трейлеров. Из обеих частей "Тистеля" торчат половины разорванного по фланцевому соединению гребного вала.
Передняя часть судна стоит на ровном киле, и, проплыв над отверстием дымовой трубы и угольным трюмом, добираемся до рулевой рубки с каютой капитана и его знаменитой ванной комнатой.
Перед рубкой в палубе зияет огромное прямоугольное отверстие трюма №2. Именно этот трюм наиболее плотно забит аккуратно запаркованными грузовиками, трейлерами, джипами, мотоциклами.
Когда в порту производилась загрузка всей этой техники в трюм, использовались две подъемные стрелы, лежащие сейчас поверх отверстия трюма. Лебедки стрел по-прежнему видны у их основания.
На палубе вдоль бортов слева и справа от второго трюма стоят два железнодорожных тендера (вагона) для перевозки запаса угля за паровозами.
Две сплющенные давлением глубины железнодорожные цистерны для воды таким же образом расположены вдоль бортов ближе к носовой части судна у трюма №1. В пустыне паровоз водой заправить сложно, да еще в условиях войны, поэтому приходилось возить воду с собой.
Сами паровозы (Stanier 8F) были прежде установлены, по-видимому, рядом с четвертым трюмом, но их разметало взрывом и сейчас они лежат на дне в 30-и метрах слева и справа от "Тистеля".
От левого паровоза уцелела лишь передняя часть бойлера и две пары колес.
Второй паровоз стоит на дне справа от трюма №2. Передний люк его бойлера открыт.
На палубе вдоль бортов между первым и вторым трюмами закреплены торпедообразные параваны.
Параван - подводный аппарат, предназначенный для защиты корабля от якорных контактных мин. Придумали его авиационные инженеры - нечто вроде подводного буксируемого планера. Появился в 1-ю Мировую Войну во флотах различных государств, применялся и во 2-й Мировой Войне. Представляет собой металлический корпус обтекаемой формы, снабженный отводящим крылом, прибором глубины, рулевым устройством и резаком. Стальные тросы, буксирующие параваны, укрепляются с обоих бортов в подводной части судна у форштевня. При движении судна под действием встречного потока воды параваны отходят от бортов, создавая натяжение на буксировочные троса с силой до нескольких тонн. При встрече с минрепом мины (тросом, соединяющим её с якорем) её якорь отрывается от грунта и минреп скользит по тросу паравана до расположенного не нем резака. После перерезания минрепа якорь мины падает на грунт, а подсеченная мина, отведённая от борта корабля на расстояние до 30 м, всплывает на поверхность, где может быть легко расстреляна. Вообще-то по международным правилам морские мины должны автоматически деактивироваться при обрыве минрепа, но происходит это далеко не всегда.
На носовой палубе прекрасно сохранились якорные лебедки с большими шестернями и толстыми цепями.
Левый якорь "Тистеля" висит на своем месте у носа судна, а правая якорная цепь протянулась по дну почти на 100 метров.
Правый якорь так и остался не поднятым навсегда.


Главная страница.
Литературная страница.



Hosted by uCoz