Осенью 1941 года британский (Royal Navy) легкий крейсер H.M.S. "Carlisle" в качестве эскорта сопровождал от Кейптауна до Александрии военно-транспортный конвой, в состав которого входил и знаменитый нынче "Thistlegorm". Крейсер этот был спущен на воду еще в 1918 году, но в военных действиях Первой Мировой Войны принять участия не успел.
В те годы лишь начинала развиваться военная авиация, с ней много экспериментировали и первоначально под капитанским мостиком Carlisle располагался ангар для самолета. В дальнейшем он был демонтирован за ненадобностью.
В январе 1940 года крейсер был укомплектован дополнительными зенитными орудиями и предназначался специально для борьбы с морской авиацией противника.
Размеры Carlisle (136 м) на 10 метров в длину превышали размеры Тистельгорма. Скорость его достигала 29 узлов (54 км/час), он был вооружен четырнадцатью орудиями и 8-ю торпедными установками.
Вполне понятно, что соседство такого крейсера вселяло спокойствие в души моряков Тистельгорма.
Правда и на самом Тистельгорме было установлено два орудия, но слишком устаревшие, со времен Первой Мировой Войны и к тому же неисправные. В свое время, после неудавшейся попытки их испытания, Морское командование вообще запретило эти пушки использовать. Одна из них, та, что дальше от кормы, была вроде предназначена для борьбы с авиацией, но имела скорострельность всего 20 выстрелов в минуту.
На той печально известной "безопасной якорной стоянке F " в проливе Губал Carlisle две недели простоял в непосредственной близости от Тистельгорма. Однако, когда лунной ночью на 6 октября 1941 года тот был атакован немецкими Heinkel 111, команда крейсера лишь безучастно наблюдала за пожаром и взрывом транспорта, приняв в последствии на борт уцелевших членов его экипажа.
В ту ночь действительно светила полная луна. По некоторым сведениям самолеты заходили на Тистельгорм над самой водой и по ним боялись открывать огонь, дабы не повредить стоящие неподалеку другие суда.
Спасение моряков Тистельгорма ставится в заслугу команде Carlisle, о факте потери вверенного под его защиту судна в истории крейсера умалчивается.
Главная страница
Литературная страница
|