"Тистельгорм" и магнитные мины.  

К началу Второй Мировой Войны Британия, считавшая себя королевой морей, почувствовала новую угрозу для своего флота. Хотя ее господство на море и могло считаться неоспоримым, Германия к тому времени все более преуспевала в ведении подводной войны.
Снабжение продовольствием Британских островов всегда во многом зависело от морских поставок. Однако с началом войны торговые суда приходилось больше использовать для перевозки оборудования и оружия, чем продовольствия. Тот же "Thistlegorm" в начале войны еще до спуска на воду был срочно переоборудован под военный транспорт с установкой соответствующего пушечного вооружения.
С оккупацией Франции и других европейских стран проблемы Британии со снабжением еще более обострились.
Трансатлантические конвои теряли слишком много судов и ценного груза, т.к. немецкие подводные лодки практически безнаказанно хозяйничали в океане.
К тому же в последнее время Германия начала использовать новое оружие - гигантские подводные магнитные мины, которые взрывались при приближении к ним судов. Эта новая угроза была настолько серьезна, что Черчиль объявил борьбу с магнитными минами одной из приоритетных задач для обеспечения национальной безопасности. По его заданию группа английских ученых начала активные поиски противодействия этим минам.
Стальной корпус судна, а так же в значительной степени характер перевозимого им груза, существенно искажает в непосредственной близости от себя однородную картину земного магнитного поля. Это и дает команду чувствительным датчикам мины на срабатывание детонатора.
Для противоминной защиты флота была предложена и впоследствии успешно реализована идея электрического "размагничивания" судов. Внутри их корпуса прокладывались специальные электрокабели, образующие продольные и поперечные контуры-катушки, по которым пропускался ток в несколько десятков ампер. Создаваемое таким образом дополнительное магнитное поле призвано было компенсировать собственное поле судна.
Сложность метода заключалась в том, что для подбора величины и направления этого тока, т.е. для настройки всей системы, требовалось создавать специальные береговые станции размагничивания. Располагались они неподалеку от портов загрузки в местах, позволявших гигантским океанским судам подходить к самому берегу. На дне располагались десятки датчиков, по суммарной информации от которых и создавалась общая картина магнитного поля судна. Эти данные анализировались в береговой лаборатории, после чего экипажу с помощью сигнальщиков давались указания по настройке контуров размагничивания. Иногда приходилось по нескольку раз прогонять судно над датчиками, что в штормовую погоду в непосредственной близости от берега часто превращалось в проблему.
После выгрузки всего или части груза в отдаленных портах судно вновь становилось уязвимым и процедуру размагничивания надо было производить заново, что далеко не всегда было возможно из-за ограниченного числа соответствующих станций.
"Thistlegorm", как и большинство Британских судов того времени, также имел противоминную систему размагничивания. Может быть это именно те электрокабели, что до сих пор сохранились вдоль бортов в его трюмах.


Главная страница.
Литературная страница.



Hosted by uCoz