Эта моя статья для российского журнала "Предальная Глубина" была опубликована в феврале-марте 2008 года.
Между двумя континентами - Африканским и Азиатским, перешагнув за
леерное ограждение, я стою на носовой площадке белой моторной яхты во
всем дайверском снаряжении, держа в руке толстый канат.
Метрах в пяти подо мной колышется неспокойными волнами теплое
Красное Море, а еще дальше внизу, под его поверхностью на
тридцатиметровой глубине лежит корпус затонувшего английского судна
"Thistlegorm".
По команде капитана надо прыгнуть в воду, спуститься вниз к ржавым
останкам и привязать к ним швартовочный трос дайвбота.
Придерживая на лице маску и регулятор во рту, падаю ногами вниз в
кипение воздушных пузырьков и вижу под собой лишь голубую воду.
Всплываю на поверхность, показываю капитану, что корабля под
нами нет. Он машет рукой, указывая в какой стороне его искать. Беру
направление по компасу, опять погружаюсь под воду и, таща за собой
тяжеленный трос, на глубине 15 метров пытаюсь плыть против течения.
Наконец-то как из тумана появляется впереди слегка обросший
кораллами величественный борт стальной громадины. Среди развороченных
взрывом металлических конструкций ищу место где закрепить трос, но на
последних метрах чувствую, как его начинают выбирать с дайвбота.
Пытаюсь дергать за канат, обеспечивая слабину, но все напрасно -
через пару минут меня вместе с тросом радостно выволакивают на
солнечную и ветреную поверхность.
В тот год я работал инструктором по дайвингу в одном из
итальянских дайвцентров Шарма. Бот на "Тистельгорм" выходил из порта
"Травко" в кромешной тьме, в четыре часа утра. На верхней его палубе
приходилось перешагивать через спящих в спальных мешках и закутаных в
одеяла туристов, а восход солнца над морем встречать уже где-то у скал
Рас-Мохаммеда.
Затонувший в начале Второй Мировой Войны английский "Тистельгорм"
считается одним из лучших рэков мира, наиболее часто посещаемых
дайверами. В октябре 1941 года он вез снабжение, боеприпасы и технику
для 8-й Британской армии, воевавшей в Северной Африке. Его трюмы до
сих пор заполнены грузовиками, джипами, мотоциклами, ящиками со
снарядами, штабелями винтовок. На палубе стоят смятые давлением воды
железнодорожные цистерны, вагоны-тендеры для угля. Сами паровозы
раскиданы взрывом снарядов, заполнявших трюмы "Тистельгорма" и стоят
по обе стороны от его бортов метрах в тридцати на дне из кораллового
песка.
Надо сказать, что этот музей "в открытой воде" довольно хорошо
сохранился за истекшие почти 70 лет. Корабль лежит на ровном киле на
доступной для большинства дайверов глубине 30 метров. Будь глубина
меньшей, штормовые волны моря давно бы превратили его в груду
бесформенного металлолома. На большей глубине к нему было бы не
добраться тем тысячам дайверов, что ежегодно его посещают.
Обычно "подводная экскурсия" на "Тистельгорм" состоит из двух
дайвов. Первый обзорный по палубе и второй более глубокий с
проникновением в трюмы. Но это так сказать стандартная схема. Видимо
чисто психологически она оправдана, т.к. позволяет сначала получить
общее представление о затонувшем судне, а уж потом более детально
осмотреть его нижние этажи.
Все бы хорошо, но есть на "Тистельгорме" одна неприятная
особенность - течения. Видимо от смен фаз приливов и отливов они
часто меняют свое направление на обратное, но порой "дуют" так
азартно, что дайверам против них почти не выгрести. Приходится
цепляться за металлические конструкции палубы, рискуя порезать руки о
ржавые, острые как нож их края. Остатки стоек леерного ограждения
вдоль бортов торчат как заостренные пики. Процесс ржавления
"затачивает" сталь.
Течения над "Тистельгормом" появляются, нарастают, достигают
своего максимума, затем меняются на обратные. Иногда их удается
"обмануть". Если спускаемся по канату вниз и видим, что над палубой
сквозит "мама не горюй" и пузыри выдыхаемого находящимися под нами
дайверами воздуха ковром стелятся над врэком, лучше не бороться со
стихией и сразу же уйти внутрь судна, в прозрачную тишину, заполненную
стаями мелких рыбешек.
Проведя почти час в невесомости застывшего времени трюмов, да
погревшись часок на борту дайвбота перед вторым погружением, можно
надеяться на то, что за истекшие два часа течение если не совсем
утихнет, то уж во всяком случае значительно ослабнет. Тогда и палубу
"Тистельгорма" спокойно осмотреть можно.
Конечно все эти многочисленные посетители-дайверы не приносят
пользы "Тистельгорму". В этом музее не посадишь в каждом зале по
смотрителю. В результате погони за сувенирами практически все
грузовики в трюмах лишились своих рулей, детали мотоциклов в их
кузовах все больше исчезают. Да и практика привязывания многотонных
дайвботов к конструкциям затонувшего судна все больше его
обезображивает - рывки канатов на крупной волне открытого моря рвут и
корежат его останки.
На моей памяти таким образом был разорван корпус лежащего у борта
паравана - подобия подводного планера, использовавшегося для борьбы с
морскими минами. Какой-то нерадивый дайвмастер привязал швартовочный
трос своего дайвбота к его торпедообразному корпусу и в итоге разорвал
его надвое. Таким же образом были оторваны палубные лестницы,
уничтожено леерное ограждение вдоль бортов.
Плавая в трюмах и каютах "Тистельгорма" часто можно увидеть у
себя над головой "живое зеркало", словно колышущуюся ртуть. Это
скопившийся под потолком воздух, выдыхаемый дайверами, не найдя выхода
наверх, образует подушку слоем порой в несколько десятков сантиметров.
Считается, что этот эффект ускоряет процесс коррозии палубы, а на ней,
у вас над головой, стоят многотонные железнодорожные цистерны и
вагоны. Вентиляционные трубы трюмов постоянно "дымят" этим воздухом
над палубой "Тистельгорма".
В образованном взрывом разломе корпуса не "сквозит". Громада
судна заслоняет это место от течений. Из машинного отделения торчит
гребной вал, разорванный по фланцевому соединению. Почти на самом дне
разбросаны жестяные ящики со снарядами по 4 в упаковке, размаха рук
едва хватает, что бы дотянуться до обеих концов огромных гаубичных
снарядов. Резина покрышек перевернутых прицепов почти не обрастает
кораллами. Гусеницы разбросаных тут же бронетранспортеров разорваны
взрывом. Считается, что их здесь всего два, но мне удалось явно
различить останки пяти из них.
Меня всегда удивляли зенитные орудия, установленные на кормовой
площадке "Тистельгорма". Судно погибло от атаки с воздуха, но
положение стволов этих зениток вовсе не указывает на активное
противодействие авиации - стволы эти направлены по горизонту и смотрят
в разных направлениях.
Разгадка этой "тайны" похоже вот в чем.
В начале сороковых годов прошлого века, в первые годы Второй
Мировой Войны, Англия испытывала недостаток судовых орудий. Отчасти по
этому при постройке транспортного "Тистельгорма" на него были
установлены устаревшие орудия времен Первой Мировой Войны, как к тому
же в последствии оказалось, не вполне исправные. Однажды во время
первых рейсов "Тистельгорма" возникла идея провести что называется
"учебные стрельбы" из этих орудий, что едва не закончилось трагически
из-за заклинившего снаряда, после чего капитан просто запретил их
использовать. К тому же привод поворотного механизма одного из них
вышел из строя и его можно было разворачивать только вручную. Эти
орудия так и не были заменены или отремонтированы, однако для
обслуживания этих в общем-то бутафорских пушек в штатскую команду
"Тистельгорма" были включены несколько военнослужащих Королевского
Флота Британии.
Похоже, что в ту роковую ночь 6 октября 1941 года, когда
"Тистельгорм" был атакован немецкими самолетами, от них даже не
пытались отстреливаться.
Сейчас известковая корка кораллов и других морских обрастаний с
каждым годом все больше покрывает механизмы этих орудий, лишь их
рукоятки отпалированы перчатками многочисленных дайверов, позирующих у
зениток.
К моменту той ночной атаки "Тистельгорм" уже две недели стоял на
"безопасной" якорной стоянке "F" в проливе Губал Суэцкого залива
Красного Моря. Похоже и сам экипаж за это время успел уверовать в ее
безопасность - на мелководье, изобилующем лабиринтами рифов, можно
было не опасаться немецких подводных лодок, а ближайший аэродром их
авиации располагался лишь на острове Крит в Средиземном Море - слишком
далеко по понятиям того времени.
Задачей "Тистельгорма" было пройти через Суэцкий канал и выгрузить
в Александрии военную технику и боеприпасы. Однако у входа в Суэцкий
канал столкнулись два судна, в результате чего одно из них затонуло и
блокировало вход в канал. "Тистельгорму", как и десяткам других судов,
пришлось стать на якорь и ждать очистки фарватера.
Откровенно говоря в ту ночь немецкие самолеты наткнулись на
"Тистельгорм" случайно. Искали не его, а совсем другое судно,
перевозившее по данным немецкой разведки 1200 английских солдат. В тот
раз они его не нашли и уже возвращались назад на базу на Крите.
В результате той неожиданной ночной атаки две бомбы упали в
районе машинного отделения и задних трюмов, в том числе угольного,
что вызвало пожар, но само по себе не могло привести к потоплению
"Тистельгорма".
Неподалеку от него так же на якоре стояли корабли его эскорта,
присоединившегося к "Тистельгорму" для его охраны в районе Кейптауна,
на пути судна из Глазго вокруг всей Африки в Александрию. Такой путь,
хоть и дальний, считался более безопасным, так как в Средиземном море
хозяйничала немецкая авиация.
Фактически же защитить "Тистельгорм" судам эскорта не удалось, они
лишь подобрали из воды уцелевших членов его команды. В итоге в ту ночь
погибло 9 человек, в том числе и расчеты "боевых орудий".
Горел "Тистельгорм" минут 10, до тех пор, пока не взорвались в
результате пожара перевозимые им боеприпасы. Они как раз и были
сконцентрированы в задних трюмах. До сих пор все дно в районе взрыва
усеяно ящиками со снарядами, весь кормовой трюм выложен ими как
паркетом. В капсюльной части некоторых из них, соскоблив слой морских
обрастаний, можно и сейчас прочесть выбитую на бронзе дату
изготовления - 1929 год.
Глядя на эти груды боеприпасов, невольно думаешь о том, сколько
жизней было спасено в той мясорубке войны от того, что снаряды эти так
и остались неразорвавшимися. Хотя как знать, не нам судить...
Взрыв боеприпасов разорвал корпус судна надвое, полностью оторвав
кормовую часть, что привело к быстрому его затоплению.
Сейчас "Тистельгорм" стоит на ровном киле на песчаном дне, на
глубине 30 метров в открытом море. Огромные рыбы морских просторов
облюбовали его как свой дом, в его трюмах живут гигантские мурены и
уже не ветра, а морские течения пролетают над его капитанским
мостиком.
Течения эти "дуют" то с носа, то с кормы и всякий раз на их пути
перед затонувшим судном стоит безмолвная, неподвижная стая больших
рыб, как часовые у братской могилы.
Похоже в ту ночь в проливе тоже было течение - правая якорная цепь
от лебедок "Тистельгорма" почти натянута до сих пор. Левый якорь так и
висит на своем штатном месте у борта.
В декабре 2007 года на "Тистельгорме" проводились работы для его
"спасения". На некотором удалении от бортов в морское дно были
вмонтированы "мертвые якоря" с петлями из синтетических канатов для
швартовки дайвботов. Шла речь и о просверливании дополнительных
отверстий в палубе для отвода скапливающегося под ней воздуха. Дадут
ли эти мероприятия положительный эффект, покажет время. Во всяком
случае пока прибывающие к "Тистельгорму" дайвботы часто швартуются
по-старинке, привязываясь как и прежде к самому врэку.
Несмотря на всю притягательность затонувшего "Тистельгорма",
посещать его следует только достаточно опытным дайверам. Сильные
течения над его корпусом грозят унести людей в открытое море, глубина
до 30 метров требует наличия сертификата не менее AOWD, проникновение
в трюмы, хоть и достаточно просторные, связано с необходимостью
хорошего контроля плавучести.
Да и вообще, исследовать таинственный "Тистельгорм" хочется
неспеша, поэтому делать это лучше на Найтроксе, так что есть смысл
заранее пройти необходимое обучение.
Главная страница.
Литературная страница.
|