На дайвботе странная парочка. Одеты они явно не как дайверы – дама даже на шпильках. Вообще на шпильках на курортах ходят в основном русские, это нечто в роде особенности национального отдыха.
Конечно не все на борту нашего бота вышли в море ради дайвинга – кому-то и с маской-трубкой поплескаться над сказочными рифами в радость, кто-то с первых секунд прыгнув в море «приватизирует» спасательный круг и даже лица в воду не опустит. На всю эту «свободно-купаущуюся» публику у нас имеется арабчёнок шноркелинг-гид с видом бывалого, закалённого штормами профессионала присматривающий за водоплавающей толпой.
Бот стоит у одного из четырёх рифов посреди пролива Тиран. Погода отличная, как обычно солнечная и сегодня без ветра. В ветреные дни путь к этим рифам из порта занимает часа полтора против не шуточной волны в открытом море, что не всегда приводит в восторг не привыкшую к морским прогулкам публику. Утешить её тогда можно лишь тем, что подойдя наконец к рифам мы окажемся под их защитой на спокойной воде и их мучения на том прекратятся.
Странная парочка в воду не лезет, купаться не торопится и явно что-то выжидает. Я готовлюсь с группой дайверов уйти под воду и тут они меня спрашивают:
- А когда мы на остров высаживаться будем?
Я раздосадован надоевшим вопросом:
- Посещение острова в нашу программу не входит, да и вообще мы туристов туда никогда не возим – остров абсолютно пустынен и необитаем.
- Ну как же так? Нам на Тиране шопинг обещали!
В те дни мне регулярно приходилось разочаровывать пассажиров дайвбота по поводу прогулок по острову, но вот что бы шопинг там обещали – это уж слишком.
Я тогда работал в отеле «Domina Coral Bay» и имел возможность поговорить с теми, кто продаёт нашим туристам путёвки «на остров Тиран».
Вечером перед ужином у входа в отельный ресторан я подсел к столику представителей турагенства и подробно разъяснил улыбчивому арабчёнку, не плохо освоившему русский язык, что мы никогда не ходим на остров Тиран, а возим туристов на рифы ПРОЛИВА Тиран и попросил его впредь не вводить народ в заблуждение на сей счёт. Вроде всё ясно, вопрос исчерпан.
Однако и завтра и послезавтра история повторяется – люди упорно рвутся именно на обещанный остров. Опять вечером подхожу к тому же арабчёнку. В чём дело, почему опять недоразумения?
Оказывается шеф требует от него при продаже путёвок упоминать именно остров, а не пролив Тиран. Слово «остров» производит на туристов значительно большее впечатление, чем какой-то там пролив и экскурсии эти распродаются веселее.
Ну ясное дело – им главное путёвки втюхать под любым соусом, а гидам на ботах потом оправдываться.
С тех пор прошло четыре года, но и по сей день все продавцы экскурсий в Шарм-эль-Шейхе с азартом распродают путёвки именно на остров, а не на рифы пролива Тиран.
Остров этот перегораживает вход из Красного моря в залив Акаба (или Эйлатский залив). Расположенный к западу от него одноименный пролив как бы наискось перечёркнут стеной из четырёх рифов - Гордон, Томас, Вудхаус и Джексон, что оставляет для судоходства лишь два узких но глубоких (до 250 метров) фарватера. Фарватеры эти также имеют свои названия: тот что ближе к Синаю - Enterprise passage, тот что со стороны острова - Grafton passage. Рифы пролива названы в честь английских офицеров-картографов, наносивших в своё время этот район на морские карты.
На самом южном из четырёх рифов пролива, рифе Гордон с сентября 1981 года лежит накренившись на левый борт панамское торговое судно «Луллия». Безграмотные гиды часто объявляют его советским. Корма его отрезана вылетевшим на тот же риф другим судном в 2000 году. Видать и впрямь тесно в проливе.
Вообще 1981 год для рифов пролива Тиран был урожайным – в декабре на северный из них, риф Джексон, село ещё одно торговое судно - кипрская «Лара». В 1996 году его взялись резать на металлолом, но так и не довели до конца эту работу. В итоге над рифом и по сей день возвышается часть его каркаса с носовой секцией.
Узкий залив Акаба и сам пролив Тиран, как впрочем и всё Красное Море имеют тектоническое происхождение – в наши дни Африканский континент медленно но неуклонно отплывает от Евразии, удаляясь от неё по нескольку сантиметров в год. Поэтому здесь периодически потряхивает, но не сильно – идёт процесс раздвижения тектонических плит, а не их наползания одна на другую.
Именно разломами земной коры объясняется возникновение рифов-башен, поднимающихся в проливе стеной с глубин в 300 метров.
Так что же мы знаем о самом острове Тиран?
Площадь его составляет 80 кв.км, на нём нет источников пресной воды. Южная его часть гористая c наивысшей точкой в 524 м над уровнем моря, северная - жёлтая пустыня из кораллового песка.
В сентябре 1955 г. Египет объявил о блокаде пролива Тиран для израильского судоходства, отрезав тем самым порт Эйлат от внешнего мира, закрыл воздушное пространство этого района для израильских самолётов. На островах Тиран и соседним с ним Санафир а так же на противоположном синайском берегу пролива в районе Рас-Насрани были установлены артиллерийские позиции. Была создана военно-морская база в Шарм-эль-Шейхе.
В итоге эта блокада наряду с закрытием и Суэцкого канала для израильского судоходства, а так же для судов третьих стран с ним торгующих, привела к началу Египетско-Израильской войны тех лет с оккупацией всего Синая Израилем. В ходе той войны был взят Шарм-эль-Шейх и корабли ВМС Израиля высадили десант на острова Тиран и Санафир.
В результате переговоров израильские войска вскоре были выведены с Синая, но в 1967 году всё повторилось вновь – опять блокада пролива, опять арабо-израильская шестидневная война.
Однако остров Тиран не всегда был пустынным и необитаемым. В 5–6 вв. н. э. на нём находилось независимое иудейское княжество, именуемое в исторических хрониках Иотав или Иотват. Княжество это обладало сильным флотом и вело морскую торговлю с Аравией, Эфиопией и Египтом.
Когда княжество вошло в состав Византийской империи, жители Тирана перешли в христианство и в 525 г. н. э. содействовали уничтожению иудейского государства Химьяр в Йемене (Южная Аравия), перевозя на своих кораблях византийские войска.
В 535 г. остров Тиран был захвачен императором Юстинианом. Он задался целью освободить византийскую торговлю от персидской зависимости. Для этого ему необходимо было установить прямые сношения с Индией через Красное море. В северо-восточном углу Красного моря (в Акабском заливе) находился византийский порт Айла, откуда индийские товары могли идти уже сухим путем через Палестину и Сирию к Средиземному морю. Другой порт, Клисма (около современного Суэца), лежал в северо-западном углу Красного моря, откуда был прямой путь к Средиземному морю. На острове Тиран при Юстиниане был устроен дозорный таможенный пункт для проходящих судов.
По мере ослабления Византийской империи остров потерял свое значение и с 7 в., после арабского нашествия, перестал упоминаться в исторических хрониках.
Некоторые исследователи древних текстов, пытающиеся восстановить маршрут исхода евреев из Египта, считают, что гора на острове Тиран была культовой для поклонения северному богу морей и штормов Baal Zephon.
Каких-либо сведений о проведении на острове Тиран археологических раскопок я пока не нашёл. Не исключено, что этот пустынный остров до сих пор ждёт своих исследователей.
В наши дни острова Тиран и Санафир официально принадлежат Саудовской Аравии, но арендуются Египтом. На Тиране расположена небольшая военная база (Observation Post 3 – 11) международных наблюдателей MFO (Multinational Force and Observers). Высадка посторонних на остров запрещена.
Аналогичная база находится и в самом Шарм-эль-Шейхе на участке побережья между Наама Бей и первыми отелями Хадабы. Задачей международных наблюдателей является контроль за соблюдением Израилем и Египтом условий мирного договора в стратегически важном районе Красного моря.
База наблюдателей на Тиране расположена на западном его окончании на вершине скальной стены высотой в 250 метров над основательно заминированным со времен прежних конфликтов пляжем. Снабжение её производится дважды в неделю вертолётами из Шарма.
С 1983 года остров Тиран входит в состав Национального парка Рас-Мохаммед. На нём находятся гнездовья семи видов достаточно редких водоплавающих птиц а на северном берегу его южной части имеется обширная мангровая роща.
Орнитологи выражают озабоченность по поводу возможных нефтяных загрязнений моря у берегов острова от проходящих по проливу судов, а так же возросшей туристической активностью по соседству с островом, что может нанести вред гнездовьям.
Ещё их беспокоят кошки, завезённые на остров военными наблюдателями. Как известно эти «мягкие и пушистые» создания не прочь полакомиться птичьей молодью.
В настоящее время правительство Египта рассматривает проект строительства моста через пролив и остров Тиран в Саудовскую Аравию. Мост этот длиной в 15 км призван соединить исламские государства Африканского и Азиатского континентов минуя территорию Израиля.
К сожалению до сих пор не все мины оставшихся после вооружённых конфликтов минных полей Тирана обезврежены, что видимо и является основным препятствием для массового посещения острова туристами.
Так что какой там шопинг на минных полях? Слишком экстремальное развлечение даже для русских.
Главная страница.
Литературная страница.
|